Уникальный инструмент подтверждения соответствия
Современный
уровень развития отечественного рынка характеризуется наличием условий для
свободного обращения товаров и услуг, а также механизмов для удовлетворения
потребительского спроса. Но одновременно с появлением предпосылок для создания
здоровой конкурентной среды нередко реализуется поддельная, некачественная и
даже опасная для здоровья людей и окружающей среды импортная и отечественная
продукция. Всем известна, например, ситуация, сложившаяся на рынке
фармацевтической продукции, где около 13% лекарственных препаратов являются
поддельными. Механизмом контроля качества продукции становится добровольное или
обязательное подтверждение ее соответствия установленным требованиям. В
качестве инструмента подтверждения соответствия все шире используются
лабораторно-информационные системы.
В
настоящее время возникает необходимость государственного регулирования
процессами обеспечения качества и, прежде всего, безопасности продукции на всех
стадиях ее жизненного цикла: проектирования, производства, обращения и
утилизации. Существует потребность в формировании своего рода государственной
политики, обеспечивающей комплексный подход к вопросам такого регулирования и
определяющей его модель.
В
процессе производства продукции используются различные способы контроля
качества, в том числе, испытание и тестирование образцов, поверка оборудования,
задействованного в производственном процессе. Конечный этап контроля качества
продукции - добровольное или обязательное подтверждение соответствия продукции
установленным требованиям, которое осуществляется посредством сертификации или
принятия декларации о соответствии.
Свидетельства
об обязательном подтверждении соответствия базируются на результатах испытаний
и анализов, проводимых в аккредитованных Госстандартом России испытательных
центрах и лабораториях. Можно себе представить, какой гигантский объем
информации накапливается в них. Возникает проблема точного и надежного
управления полученными данными о результатах исследований. При этом должно быть
обеспечено требуемое время хранения данных, оперативный доступ к ним, а также
их защита и конфиденциальность информации.
Выполнение
этих требований предполагает ведение большого объема бумажной документации и
наличие архива с результатами проведенных испытаний по контролю продукции.
Время хранения результатов испытаний для различных отраслей
промышленности колеблется от одного года до семидесяти лет (например, для
предприятий фармацевтической промышленности). В лабораториях ведутся журналы,
где регулярно фиксируются разнообразные параметры качества, относящиеся к
конкретному продукту или его составляющим. Формируется огромный массив
данных, нуждающихся в обработке, хранении и систематизации в соответствии с
требованиями международных и национальных стандартов.
Таблица 1
Основные статьи ГОСТ ИСО 9001-2001, которые обеспечиваются
посредством внедрения и использования ЛИС
№ требования |
Содержание требования |
4 |
Система менеджмента качества |
4.1 |
Общие требования |
4.2 |
Требования к документации |
4.2.3 |
Управление документацией |
4.2.4 |
Управление записями |
5 |
Ответственность руководства |
5.5 |
Ответственность, полномочия и обмен информацией |
5.5.3 |
Внутренний обмен информацией |
6 |
Менеджмент ресурсов |
6.2 |
Человеческие ресурсы |
6.2.2 |
Компетентность, осведомленность и подготовка |
6.3 |
Инфраструктура |
7 |
Производство продукции |
7.2 |
Процессы, связанные с потребителями |
7.2.1 |
Определение требований, относящихся к продукции |
7.2.3 |
Связь с потребителем |
7.4 |
Закупки |
7.4.2 |
Информация для закупок |
7.4.3 |
Верификация закупленной продукции |
7.5 |
Производство и обслуживание |
7.5.1 |
Управление обеспечением производства и обслуживания |
7.6. |
Управление оборудованием для мониторинга и измерений |
8 |
Измерение, анализ и улучшение |
8.1 |
Общие положения |
8.2 |
Мониторинг и измерения |
8.2.2 |
Внутренние аудиты |
8.2.4 |
Мониторинг и измерение продукции
|
|
Качество
самих испытаний зависит от управления контрольным, измерительным и
испытательным оборудованием, иными словами, от своевременной
метрологической поверки и аттестации средств измерения и контроля.
Все
эти проблемы могут быть решены путем использования лабораторно-информационных
систем (ЛИС), которые могут стать уникальным инструментом для подтверждения
соответствия. лабораторно-информационные
системы - это продукт информационных технологий, ориентированный на оптимизацию
информационных потоков в лабораториях различного профиля. Под оптимизацией
информационных потоков понимается системный подход к управлению лабораториями в
соответствии с нормами GLP Good laboratory Practice), GMP (GoodManufacturingPractice) и международных стандартов серии ИСО 9000.
Лабораторно-информационные
системы позволяют определить план модель любой испытательной лаборатории путем
описания всех этапов, управления анализами и работой с образцами с момента их
появления в лаборатории до проведения анализа и получения результатов.
С помощью
ЛИС могут быть реализованы и автоматизированы следующие функции и операции:
-
регистрация поступающих в лабораторию образцов посредством присвоения им
уникальных идентификационных номеров, что позволяет контролировать образец на
протяжении всего жизненного цикла (с момента его регистрации в лаборатории до
получения отчетов);
-
контроль за прохождением образцов через лабораторию с
отражением количества выполненных задач и хода незавершенных исследований;
- документирование результатов измерений на всех этапах исследований;
- получение различных сертификатов, отчетов, оформленных в соответствии с
внутренними требованиями или международными нормами;
- рассылка информации всем заинтересованным службам и лицам;
- управление работой измерительных приборов и ввод информации о результатах
исследований непосредственно с инструментов;
- защита от несанкционированного доступа;
- анализ результатов с использованием различных статистических функций;
- архивирование и хранение данных.
Важное
свойство систем заключается в поддержке разного уровня доступа к хранимой и обрабатываемой
информации для разных пользователей, ее защиты и достоверности. Для этих целей
в программных продуктах данного класса реализованы два уровня доступа:
администратор и пользователь (клиент). Последний не может отредактировать уже
введенный результат, так как это - преимущественное право администратора, что
является основным требованием к аудиту результатов в соответствии с нормами GLP
и GMP.
Необходимо
отметить, что согласно действующим в РФ Общим правилам подтверждения
соответствия продукции установленным требованиям, сертификация продукции может
включать в себя, помимо отбора, идентификации и испытаний образцов, оценку
производства, а именно, наличие собственной системы менеджмента качества
предприятия и осуществление инспекционного контроля за
сертифицированной продукцией. Кроме того, Правительство PФ в
Постановлении от 2 (февраля 1998 г №113 рекомендовало предпочтительное
размещение госзаказов на тех предприятиях, которые имеют сертифицированные
системы менеджмента качества.
В
таблице перечислены основные статьи ГОСТ Р ИСО
9001-2001, идентичного международному стандарту ИСО 9001:2000, которые
обеспечиваются посредством внедрения и использования ЛИС. ЛИС, используемая на
предприятиях, по сути представляет собой
автоматизированную систему менеджмента качества для испытательных лабораторий,
поскольку реализует в себе четыре из восьми основных принципов менеджмента
качества:
1.
Ориентация на потребителя - успех любого предприятия зависит от потребителей
его продукции. Вот почему в основу деятельности предприятия должны быть
положены потребности потребителей, отраженные, прежде всего, в действующих
нормативных документах: государственных стандартах, технических условиях,
спецификации и др. ЛИС использует актуальную нормативную базу, как на продукты
производства, так и на методы испытания продукции.
2.
Подход как к процессу - жизненный цикл продукции рассматривается как процесс
"от исходных материалов к полуфабрикатам и далее - к готовой продукции".
3.
Системный подход - жизненный цикл образца рассматривается как система
взаимосвязанных процессов.
4.
Подход к принятию решений на основе фактов - система производит логический
анализ фактических данных (результатов измерений) и делает вывод о
подтверждении соответствии образца требованиям нормативных документов.
Согласно
положениям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 с помощью ЛИС
осуществляется ряд функций (см. табл. 2).
Таблица 2
|
Функции ЛИС в соответствии с основными статьями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 |
Глава 4 |
Мониторинг, измерение и анализ процессов:
- управление процессами в соответствии со стандартами;
- управление внешними процессами, влияющими на соответствие продукции;
- управление документацией (идентификация изменений и действующей редакции документов,
доступность действующих редакций соответствующих документов в местах их
использования, обеспечение разборчивости и четкой идентификации,
предотвращение использования устаревших документов);
- управление
записями (регистрация записей, обеспечение их разборчивости и идентификации,
хранения и доступа)
|
Глава 5 |
- определение и доведение до сотрудников ответственности и полномочий
(распределение задач для сотрудников, отражение содержания реально
действующих должностных инструкций);
- внутренний обмен информацией (в виде внутренних запросов и сообщений)
|
Глава 6 |
- осуществление допуска к работе, влияющей на качество продукции, только
квалифицированного персонала;
- регистрация данных о навыках и опыте персонала;
- создание и поддержка инфраструктуры, необходимой для достижения соответствия продукции
(оборудование для реализации процессов - технические и программно-аппаратные
средства)
|
Глава 7 |
- контроль процессов, связанных с потребителем (определение и фиксирование требований потребителя,
относящихся к качеству продукции);
- описание заказываемой продукции;
- проверка закупленной продукции для обеспечения соответствия ее необходимым требованиям;
- поддержка процессов производства и обслуживания продукции в управляемых условиях, что
подразумевает наличие информации, определяющей характеристики продукции;
- управление оборудованием, необходимым для мониторинга и измерений, необходимого для подтверждения соответствия
|
Глава 8 |
- инструмент для осуществления мероприятий по измерениям и анализу, необходимых
для подтверждения соответствия продукции;
- обеспечение наличия информации для проведения внутренних аудитов на
предприятии и поддержка процедуры внутреннего аудита системы;
- мониторинг и измерение характеристик продукции для проверки соответствия
продукции на подходящих этапах производственного процесса
|
|
Таким
образом, применение ЛИС в качестве инструмента подтверждения соответствия
обеспечивает:
- достижение и поддержание высокого уровня организации и проведения испытаний
продукции для получения объективной и достоверной информации
о ее качественных показателях на всех стадиях жизненного цикла;
- формирование базы данных по выполненным результатам испытаний и оперативный
доступ к ней
- единство измерений и доверие к их результатам при проведении поверки средств
измерений и испытаний;
- создание условий национального и международного признания заинтересованными
сторонами результатов поверки и испытаний;
- обеспечение гарантий и взаимного доверия покупателя и продавца, поставщика и
потребителя в точности измерений, качестве продукции и услуг;
- использование признанных в международной практике правил и процедур оценки
технической компетентности поверочных и испытательных лабораторий;
- создание условий и упрощение процедуры проведения аудита
организациями (например, Госстандартом России).
|