Международные стандарты по обеспечению качества продукции
Возросшая в мире
конкуренция привела к ужесточению требований, предъявляемых потребителям к
качеству продукции. Требования потребителя включают в технические условия.
Однако сами по себе технические условия не могут быть гарантией качества, если
в организационной системе, включающей снабжение продукцией и ее обслуживание,
имеются какие-либо несоответствия.
Поэтому были разработаны
стандарты на системы качества и руководящие указания, дополняющие
соответствующие требования к продукции, приведенные в технических условиях.
Международные стандарты серии ИСО 9000 предназначены для обеспечения общего
руководства качеством в основных отраслях промышленности и экономики. Международные
стандарты серии ИСО 9000 описывают элементы, которые должны включать системы
качества, а не способы их внедрения в конкретной отрасли промышленности
(экономики) или конкретной организацией.
Методические указания по
выбору и применению конкретного международного стандарта для данных условий
обеспечения качества и общего руководства качеством приведены в стандарте ИСО
9000-1-94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению
качества. Руководящие указания по выбору и применению".
Систему обеспечения
качества и общего руководства качеством создает, поддерживает в рабочем
состоянии и улучшает организация-поставщик продукции с помощью сети процессов.
Исполнительное
руководство этой организации осуществляет оценку состояния и адекватности системы
качества, включая политику в области качества применительно к требованиям
заинтересованных лиц.
Проверки системы качества
может проводить первая сторона, т.е. сама организация-поставщик продукции или
кто-то от ее имени, вторая сторона, которой являются потребители продукции, и
третья сторона - независимые органы по сертификации.
Проверка, проводимая
первой стороной, является, как правило, более глубокой и всесторонней. Проверка
второй или третьей сторонами является более объективной.
Внутренние проверки
качества первой стороной предоставляют сведения эффективного анализа со стороны
руководства, а также корректирующего, предупреждающего или улучшающего
действия.
Проверки качества второй
стороной проводят потребители или другие лица от имени потребителя, если
рассматривается контракт или серия контрактов. Эти проверки обеспечивают
уверенность в поставщике.
Проверки качества третьей
стороной проводят компетентные органы по сертификации с целью осуществления
сертификации или регистрации, обеспечивая таким образом уверенность
потенциальным потребителям.
Проверка качества может
осуществляться на различных этапах жизненного цикла продукции.
Основные требования к
системам качества содержатся в стандартах ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Части
1, 2 и 3 стандарта ИСО 10011 содержат методические указания по проверкам.
В зависимости от вида
деятельности и этапов жизненного цикла продукции, на которых внедряется система
качества, организации-поставщику рекомендуется использовать соответствующие
международные стандарты серии ИСО 9000. В состав указанной серии входят
следующие стандарты:
- ИСО 9000-1-94
"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1.
Руководящие указания по выбору и применению".
На ИСО 9000-1 должна
делать ссылку любая организация, занимающаяся разработкой и внедрением систем
качества.
Чтобы быть
конкурентоспособными и поддерживать хорошие экономические показатели,
организации-поставщики нуждаются в применении все более эффективных систем.
- ИСО 9000-2-93
"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 2.
Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003".
Стандарт содержит
методические указания по применению разделов стандартов, посвященных
обеспечению качества, и особенно полезен в процессе первоначального применения.
- ИСО 9000-3-91
"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 3.
Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, постановке и
обслуживании программного обеспечения".
(ИСО 9000-3 имеет
отношение исключительно к программному обеспечению ЭВМ).
- ИСО 9000-4-93
"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 4.
Руководство по управлению программной надежности".
ИСО 9000-4 следует
использовать при необходимости обеспечения надежности (т.е. безотказности,
ремонтопригодности и готовности) характеристик продукции.
- ИСО 9001-94
"Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании,
разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
ИСО 9001 следует
применять, когда необходимо подтвердить способность компании-поставщика к
управлению процессами при проектировании, а также при производстве
соответствующей продукции. Установленные требования направлены, главным
образом, на достижение удовлетворенности потребителя посредством предупреждения
несоответствий продукции на всех стадиях от проектирования до обслуживания.
- ИСО 9002-94
"Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве,
монтаже и обслуживании".
ИСО 9002 следует
применять при необходимости подтверждения способности компании-поставщика к
управлению процессами при производстве соответствующей продукции.
- ИСО 9003-94
"Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном
контроле и испытаниях".
ИСО 9003 следует
применять, когда необходимо подтвердить способность поставщика к отбору и
управлению утилизацией любой несоответствующей продукции в процессе
окончательного контроля и испытаний.
- ИСО 9004-1-94
"Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 1.
Руководящие указания".
На ИСО 9004-1 должна
делать ссылку любая организация, собирающаяся разрабатывать и внедрять систему
качества.
ИСО 9004-1 дает описание
обширного перечня элементов системы качества, относящихся ко всем этапам и
видам деятельности жизненного цикла продукции, с тем, чтобы оказать помощь
организации в выборе и применении элементов, соответствующих ее потребностям.
- ИСО 9004-2-91
"Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие
указания по услугам".
На ИСО 9004-2 должны
делать ссылки организации, предоставляющие услуги или организации, чья
продукция включает элемент услуги.
ИСО 9004-2 дополняет
методические указания ИСО 9004-1, касающиеся продукции в сфере услуг, описывает
концепции, принципы и элементы системы качества, применяемые ко всем формам
предоставляемых услуг.
- ИСО 9004-3-93
"Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 3.
Руководящие указания по перерабатываемым материалам".
На ИСО 9004-3 должны
делать ссылки организации, чья продукция (конечная или промежуточная)
производится путем переработки и состоит из твердых веществ, жидкости, газов
или комбинаций из них.
ИСО 9004-3 дополняет
методические указания ИСО 9004-1, касающиеся продукции из разряда
перерабатываемых материалов.
- ИСО 9004-4-93
"Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 4.
Руководящие указания по улучшению качества".
На ИСО 9004-4 должна
делать ссылку любая организация, желающая повысить свою эффективность
(независимо от внедрения официальной системы качества). ИСО 9004-4 описывает
основные концепции и принципы, административные руководящие указания и
методологию (средства и методы) улучшения качества.
- ИСО 10011-1-90
"Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1.
Проверка".
ИСО 10011-1 следует
использовать при организации, планировании, проведении и оформлении проверок
систем качества. Стандарт содержит руководящие указания по проверке
существующих и внедряемых элементов системы качества, а также по проверке
способности системы достичь определенных целей в области качества.
- ИСО 10011-2-91
"Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2.
Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем
качества".
ИСО 10011-2 следует
использовать при отборе персонала и подготовке экспертов-аудиторов для
проведения проверок систем качества.
Стандарт содержит
методические указания по квалификационным критериям для экспертов-аудиторов по
проверке систем качества. Они касаются образования, подготовки, опыта, личных
качеств и способности к руководству, требуемых для осуществления проверки.
- ИСО 10011-3-91
"Руководящие указания систем качества. Часть 3. Руководство программой
проверок".
ИСО 10011-3 следует
применять при планировании руководства программой проверки. Он содержит
основные руководящие указания по управлению программой проверок систем
качества. Стандарт согласуется с другими частями ИСО 10011.
- ИСО 10012-1-92
"Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования. Часть 1.
Система подтверждения метрологической пригодности измерительного
оборудования".
ИСО 10012-1 следует
использовать, когда качество продукции или процесса в значительной степени
зависит от способности точного измерения. Он устанавливает основные показатели
системы подтверждения пригодности измерительного оборудования, которое будет
использоваться компанией-поставщиком. Стандарт содержит требования к
обеспечению качества измерительного оборудования компании-поставщика,
гарантирующие, что измерения выполнены с преднамеренной точностью и
последовательностью. Он также содержит более подробные требования по сравнению
с приведенными в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 и предоставляет методические
указания по применению.
Международные стандарты
ИСО серии 9000 используются для построения общих основ системы контроля
качества продукции. Конкретный ее механизм применительно к данной стране и
отрасли промышленности (экономики) разрабатывается непосредственным
исполнителем.
В частности, механизм
проверки системы качества в строительстве России приведен в "Руководящих
документах по сертификации в строительстве" (РДС). |